Сортировать по:
  • Цена от
  • доруб.

Монеты Николая I

Монеты Николая I Павловича

(1825 - 1855)

После смерти императора Александра I, который не имел потомков, власть должна была перейти к его брату Константину Павловичу. Однако Константин отрекся от престола ещё при жизни Александра в пользу младшего брата Николая. 14 декабря 1825 года должна была состояться присяга новому императору и в этот день произошла попытка государственного переворота получившая название «восстание декабристов». Этот первый день произвёл на Николая сильное впечатление и отразился на всём времени его царствования.

При Николае I выпускались монеты для обращения в России и Польше. Золотые монеты того времени: 3 рубля, 5 рублей, 10 рублей, 20 злотых. Серебряные монеты чеканились стоимостью 5 копеек, 10 копеек, 20 копеек, 25 копеек, полтинник и 1 рубль. Медные монеты выпускались с ценой в 1 денежку, 1 полушку, 1, 2, 3, 5 и 10 копеек. Знаковым событием в монетном деле того времени стало введение императором в обращение монет из платины. Платиновые монеты чеканились в трёх вариантах: 3, 6 и 12 рублей, все оформлялись орлами, и имели круговую надпись «чистой уральской платины столько золотников». Стоит также отметить, что каждая монета имела и свою стоимость для Польши. К примеру, 15 копеек равнялись одному злотому, 20 копеек равнялись 40 грошам и т.д.

Николай I был известен своей жёсткой позицией в области политики, запретами вольнодумства и введением жесточайщей цензуры. Одним из своих первых Указов в 1826 году он запретил масонство, в том числе и из-за того, что все руководители восстания 1825 года являлись членами масонских лож. Масонство запрещалось и ранее (трижды). В 1822 году Александр I издал аналогичный Указ, принудил всех "вольных каменщиков" дать подписки о выходе и не вступлении в дальнейшем ни в какие ложи. Подписки-то были даны, но на деле работа масонских лож не прекращалась.

При Николае Указ о запрете масонских лож, что называется, заработал. Масоны ушли в глубокое подполье, либо, тайно, участвовали в деятельности зарубежных лож. Понятно, что утрата позиций в России была им не по вкусу.

И тут же, в 1826 году в России начинают чеканить монеты с орлом, который в лапах держит ленты, свитки пергамента, стрелы, молнии. Разумеется, этим символам придавался иной, "не масонский" смысл. Но члены тайного общества для того, что бы доказать себе и окружающим то, что они, масоны, еще сильны, стали распространять слух: "Вот, де, официально-то нас запретили, но на монетах-то чеканят наши знаки! Знать мы сильны!" По-видимому, это и породило устойчивое прозвище "масонский".

Вполне возможно, что это прозвание и его мотивация были выдуманы позже, когда запреты по отношению к масонам ослабли, с целью подтверждения своего могущества и незыблемости присутствия в государстве даже в годы гонений. На деле же "масонские" символы на монетах Николая I таковыми не являются.

Основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства трёх первых десятилетий XIX был ампир (от франц. empire — империя). Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников и т. п.). Поэтому орёл на данных монетах правильно называется Ампирным, а не Масонским.



Всего 2 страниц