Сортировать по:
  • Цена от
  • доруб.

ПОДДЕЛКА ПОДДЕЛКЕ РОЗНЬ

к списку статей

Подделка подделке рознь

Принято считать, что подделка — это однозначно плохо. Но не все они делаются для того, чтобы кого-то обмануть (вспомним хотя бы изображения различных купюр с надписью «образец», которые можно встретить в банках). Для историка поддельные монеты представляют не меньший интерес, чем подлинные, так как могут многое сказать об уровне развития техники определённого времени и уровне фальшивомонетчика и так далее и тому подобное.

     Некоторые явные фальшивки обросли легендами и желанны в коллекциях нумизматов даже более, чем подлинники. Примером может служить история с константиновским рублем — полумифической монетой, отчеканенной на царствие Константина, брата умершего императора Александра I. Поскольку в итоге на престол взошёл Николай, монета так и не была пущена в обращение.

В нумизматике различают подделки следующих видов:

- Фальшивые монеты — монеты, повторявшие внешним видом действующие на момент чеканки деньги и пускаемые в обращение. Создавались для личной наживы, потому чеканились из металла меньшей пробы или вовсе из более дешёвого металла. Грешили этим не только отдельные авантюристы, но и государственные монетные дворы. Правда, выпускали монеты других государств. Так, более века на Петербургском монетном дворе печатались фальшивые нидерландские дукаты и турецкие куруши, а за границей изготавливались российские монеты петровского и екатерининского образца.

- Поддельные монеты — также имеют целью обман, но не человека, получающего её в качестве платы за что-либо, а коллекционера-нумизмата. Как правило, эти копии изготавливаются значительно позже того времени, когда оригиналы имели хождение. Их не чеканят огромными тиражами — это просто не нужно, так как одна такая монета может стоить баснословных денег.

- Новодельные монеты — специфический вид подделок. Конечно, это не подлинные монеты, но, как бы, «законные», выполненные на государственных монетных дворах. Дело в том, что до 1890 года российские монетные дворы официально предлагали такую услугу: за определённую плату по просьбе частных лиц чеканили любые монеты, вышедшие из обращения. Штемпели использовались либо сохранившиеся оригинальные, либо изготавливались заново. Благодаря этой практике увидели свет копии многих пробных монет, которые вовсе не пускались в обращение, а также утраченные в процессе бесконечной перечеканки.

- Монета-копия — самая безобидная из всех. Изготавливается на современном оборудовании, с применением современных материалов. Главным отличием является специальная метка, указывающая на то, что перед вами копия. Способна ввести в заблуждение только самых доверчивых и невнимательных.

Технологий изготовления фальшивых монет не много:
- литьё под давлением;
- штамповка вновь изготовленными штемпелями;
- гальванокопия.

При использовании неблагородных металлов иногда производится дополнительное серебрение или золочение, которое, впрочем, быстро стирается и становится заметным. Иногда отдельно выделяют исправление подлинной монеты — доработки букв и т.д. - с целью придания ей необычного, а значит, раритетного вида. Зачем? Конечно для того, чтобы продать подороже.

За столетия невидимой борьбы властей и коллекционеров с фальшивомонетчиками разработаны многочисленные методы определения подделок. В самом общем виде определение подлинности состоит из двух этапов: музейной экспертизы и экспертизы технико-технологической.

Первая, в свою очередь, делится на тщательное изучение внешнего вида монеты экспертом, и здесь большую роль играет личный профессионализм и опыт, и на сверку с оригиналами, что предполагает наличие обширной коллекции подлинных монет.

Экспертиза технико-технологическая также делится на два этапа:

- Технический этап — определение соответствия оригиналу различных технических параметров. Прежде всего, состава металла, ведь как бы не была внешне хорошо сделана подделка, наличие «неправильного» металла выдает её с "потрохами". На монетных дворах также тщательно следят за весом заготовок, потому вес исследуемой монеты не должен существенно отличаться от веса подлинника.

Если вес монеты определить несложно с помощью точных весов, то для неразрушающего определения металла используются более хитрые приборы и методы. Принцип одного из них предложен еще Архимедом. Его история с определением количества золота в царской короне с помощью воды в ванне известна всем. Спустя много веков метод гидростатического взвешивания был существенно доработан и стал наиболее распространенным неразрушающим способом определения плотности металла в различных образцах, в том числе в монетах. Однако он не применим к образцам, содержащим в сплаве более двух металлов.

Другой неразрушающий способ определения, дающий более точные результаты - метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа. Обычно его используют в горном деле, для выявления полезных руд в образцах породы, но, как показала практика, его можно применять и для определения состава металла в старинных монетах.

- Технологический этап — соответствие технологии изготовления образца технологии изготовления оригинала. Опытный технолог может определить не только признаки, характерные для литья, штамповки и гальванокопии, но и способ гуртения (обработки ребра), заметить следы обработки штихелем и многое другое. Зная технологию производства монет в разные времена на разных монетных дворах, можно с большой вероятностью сказать, подлинник перед вами или подделка.

Например, литьё никогда не применялось в производстве монет, так как даже под давлением оно даёт не совсем точный рисунок. Остывая, металл «усаживается» и весит меньше, чем нужно. Свободные от рисунка места становятся не гладкими, как при чеканке, а шероховатыми.

Свои особенности — у гальванокопии. Такая монета всегда собирается из двух половинок, скрепляемых легкоплавким металлом, обычно свинцом. Поэтому взгляда на гурт часто хватает, чтобы раскрыть обман.

ВЫВОД:

Определение подлинности монет — сложный процесс. Каждый этап экспертизы может «снять бегуна с дорожки», и выигрывает только тот, кто дошёл до конца. Оно и понятно — нелепо, согласитесь, признавать подлинной монету только из-за правильности рисунка, или только из-за соответствия металла оригинальным образцам.

Но истина, конечно, дороже. Ведь настоящий нумизмат — это не просто собиратель монет, а человек, чувствующий и трепещущий от бездонной толщи истории, скрытой в маленьком артефакте, лежащем у него в руке. Подделка может ничем не отличаться от оригинала, но только подлинная монета помнит миллионы рук великих и ничтожных людей, живших тогда, когда ещё никто не мог сказать, появимся ли мы. Она помнит чьи-то слёзы и радости, чьи-то надежды и страхи. В кружке покрытого патиной металла со стершимся рисунком — отражение миллионов судеб. А поддельная монета подвергает сомнению существование самых этих судеб, предаёт их. Потому священный долг нумизмата — выявить подделку и разоблачить её.


к списку статей